denilkhanov (denilkhanov) wrote,
denilkhanov
denilkhanov

Как воспитать ребенка счастливым? Пятничный пост!

Фраза «дети – цветы жизни» известна каждому. Каким будет этот цветок – верблюжьей колючкой или благоухающим тюльпаном, зависит только от того, каким образом родители воспитали своих детей. Счастье и несчастье человека в этой жизни зависит от умения воспитать в детях благонравие. У человека, который воспитал плохое потомство, оторванное от веры и ислама, мало шансов обрести счастье на том свете.



Именно в семье в ребенка закладываются нравственные и религиозные ценности. Любовь к детям наполняла собой сердце пророка (мир ему и благословение). Так, например, однажды он поднялся на минбар, чтобы обратиться с проповедью к людям, но увидев, как внуки Хасан и Хусейн ходят и спотыкаются, он прервал свою проповедь, спустился и подошел к детям, взял их на руки, потом снова поднялся на минбар и сказал: «Правду сказал Аллах: «О люди, ваши богатства и ваши дети – не что иное как искушение». Я увидел, как эти двое (ходят и) спотыкаются в своих рубахах, и тогда я сразу же перестал говорить и взял их на руки! ».

Так же сообщается, что однажды, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение) молился, к нему подошли Хасан и Хусейн, которые забрались к нему на спину в то время, когда он совершал земной поклон, после чего пророк (мир ему и благословение) долго не разгибался, не желая торопить их спуститься вниз, и это продолжалось до тех пор, пока они сами не слезли с его спины, а после того, как он произнес слова таслима, его сподвижники сказали ему: «Ты очень долго совершал земной поклон, о посланник Аллаха!» В ответ им он сказал: «Мой сын оседлал меня, и я не хотел торопить его».

Ислам уделяет особое внимание вопросам детства, обеспечив таким образом постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребенка после его появления на свет, но гарантируя ему его права еще до того, как он рождается. Основы религии и нравственности должны закладываться родителями с самого раннего детства, чтобы ребенок вырос праведным и справедливым человеком. Если говорить о его правах до рождения, то сюда можно отнести запрет аборта, а убийство плода до достижения им возраста 4 месяцев – убийство души.

Шариат запрещает все то, что вредит положению плода и причиняет ему зло или ослабляет его. Ни отец, ни мать не имеет права покушаться на жизнь своего ребенка. Всевышний Аллах говорит: «Не убивайте своих детей, опасаясь бедности. Мы даем пропитание и им и вам. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (Коран, 17:31). Вне зависимости от мотива, Коран категорически запрещает убийства ребенка. Когда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «Каков величайший грех?», он ответил: «Считать кого-либо равным Аллаху, в то время как Он твой Творец». «Что еще?» - спросили его. «Убийство своего ребенка из страха, что вам придется делиться с ним пищей».
Но вот долгожданное чудо, дарованное Всевышним, появилось на свет. Здесь уже действует несколько иной свод правил и законов.

Существует ряд определенных ритуалов, которые являются сунной. Это чтение азана и икамата в уши новорожденного сразу же после его рождения. Также желательно обрить голову новорожденного, затем определить вес сбритых волос и в соответствии с этим весом выдавать садака золотом или серебром. От этого действия происходят некоторые медицинские и социальные выгоды.

Особо внимание в исламе уделяется выбору имени для младенца. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ненавидел имя Харба («война»): «Поистине самые любимые имена пред Господом — ‘Абдулла (раб Господа) и ‘Абдурахман (раб Милостивого) и а самыми правдивыми являются имена аль-Харис и Хаммам … худшие же имена Харб и Мурра».

Одним из исламских обрядов после рождения ребенка является жертвоприношение, которое является выражением радости и хвалы Аллаху за младенца и делается на седьмой день его жизни. Пророк (мир ему и благословение) велел, чтобы за новорожденного мальчика резали двух баранов, а за девочку – одного.

Одним из главных прав для ребенка является грудное вскармливание его в течение двух лет. Аллах в Коране говорит: «Кормящие матери обязаны кормить своих детей два полных года: это в случае, если отец ребенка хочет завершить кормление грудью. А отец ребенка, согласно обычаю, обеспечивает мать пропитанием и одеждой» (сура «аль-Бакара», аят 233). Така1я ответственность не ограничивается только матерью, но и возлагается и на отца, так как ему необходимо обеспечивать матери пропитанием и одеждой, чтобы она посвятила себя вскармливанию и заботе о детях.

Родители обязаны охранять жизнь детей, оберегать их от всяческих болезней. Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несет ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несет ответственность за свою паству, и женщина является пастырем для имущества своего мужа и его детей и несет ответственность за свою паству, и слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несет ответственность за свою паству...».

Это чисто внешние проявления, забота о теле. Но гораздо важней сохранить душу праведника. Здесь огромное значение имеет данное родителями воспитание и обучение ребенка обязательным религиозным предписаниям. Примером в этом нам служит сам Пророк (мир ему и благословение): «Велите вашим детям совершать молитву, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не молятся, когда им исполнится 10 лет, и разделяйте их в постелях». Особо стоит сказать о воспитании дочерей.

Передают со слов Анаса ибн Малика, что [однажды] посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто станет заботиться о двух девочках, пока они не достигнут совершеннолетия, в День воскресения будет столь же близок ко мне, как и они», и соединил между собой пальцы. Однако ислам порицает проявление симпатий по отношению к одному ребенку, будь то мальчик или девочка. Все наставления основаны на принципе равенства. Ислам не делает никаких различий ни между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерями, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей.

В добавление к вышесказанному предписания шариата говорят о необходимости проявления родителями милосердия, сочувствия по отношению к детям. Сообщается, что однажды аль-Акра' бин Хабис зашел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение), когда он целовал своих внуков Хасана и Хусейна, и сказал ему: «Так ты целуешь детей твоей дочери? Клянусь Аллахом, у меня есть десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них!». На что посланник Аллаха (мир ему и благословение), сказал ему: «Что же я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?».

Все это относится к обязанностям родителей по отношению к ребенку. Но и у ребенка есть определенный свод обязанностей. Во-первых, дети должны относиться к родителям с покорностью и почитанием. Право матери подчеркивается особо, так как на нее ложатся основные тяготы на вынашивание, роды, кормление и воспитание ребенка.

Однажды один человек пришел к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: «Кто более всех заслуживает моего доброго расположения?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «Кто следующий?». – «Твоя мать». Он спросил: «Кто следующий?». – «Твоя мать». Он спросил: «Кто следующий?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Твой отец».

Неподчинение родителям является большим грехом, страшнее которого только грех придавать кого-либо Аллаху в сотоварищи (ширк). Тот, кто не повинуется своим родителям, не войдет в рай.

Более того, Ислам делает особый акцент на заботливом отношении к родителям, когда они состарятся. Слабея, они требуют к себе большего внимания и заботы, большего уважения. «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не вздыхай и не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори: «Господи! Помилуй их, подобно тому, как они (миловали) и растили меня ребенком» (Коран, 17:23-24).

О том, какими должны быть отношения между детьми и родителями говорили и на одном из благотворительных семинаров, которые организовал женский сайт «Ан-Ниса» при издательском доме «Хузур» совместно с благотворительным фондом «Соверши добро» в лице Айгуль Файзуллиной. В рамках семинара «Как воспитать ребенка счастливым» детский психолог Хаят Ибрагимова объясняла молодым мамам, как правильно найти общий язык с ребенком, в чем он нуждается и насколько важно с самого детства закладывать в нем высоконравственные качества, давать религиозное образование и каждодневно выражать свою любовь и поддержку.

- Уделяйте качественное внимание ребенку. Каждый раз, когда у вас появляется пять минут, делайте выбор в пользу ребенка, а не гаджета. И нужно знать, чем качественное внимание отличается от того, что обычно практикуют родители. Как правило, отвечая ребенку, мы поддакиваем, витая в своих мыслях. А нужно полностью сконцентрироваться на ощущениях ребенка, на его чувствах, войти в его мир. Такое внимание удовлетворяет базовую потребность ребенка – потребность в любви, – отметила психолог.

«Если ты потратишь динар на пути Аллаха, и динар на освобождение одного раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду ты получишь за тот динар, который ты потратил на свою семью».


Tags: ислам религия мира
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments